Рынок гражданской авиации Средней Азии перспективен

Рынок гражданской авиации Средней Азии перспективен, обладает необходимым для дальнейшего бурного развития потенциалом.Речь, по сути, идет о возрождении «Шелкового пути», только в более современном воздушном формате, отмечает информационный портал aviav.ru. Среди положительных факторов экономический рост этого региона, выгодное географическое положение. Кавказ и страны Средней Азии пользуются популярностью среди туристов.

 Авиационные маршруты, которые соединяют Азию и Европу, за последние несколько месяцев претерпели существенные изменения. По мнению многих отраслевых экспертов сейчас самое время развивать местных воздушный транспорт, наращивать пассажирский трафик в этом перспективном регионе. Среди тех, кто разделяет подобные суждения представитель корпорации Boeing М. А. Эбджим, которые возглавляет департамент по развитию/стратегии американской авиастроительной корпорации в Евразии. Соответствующее заявление было сделано им в рамках конференции «Asia Connect \ Aviation Strategy». Мероприятие прошло в Стамбуле 07.09.2022.

 В последние годы в индустрии пассажирских авиаперевозок можно наблюдать глобальный сдвиг, «центр притяжения» (65-71%) еще 30 лет назад находился в Европе и Северной Америке в силу их высокого уровня экономического развития. Эксперты прогнозируют к 2038-му году в Азии 4-кратный рост населения и высокий темп экономического развития.

Средняя Азия, как и Кавказ, находятся недалеко от таких многонаселенных стран как Китай и Индия, их географическое положение очень выгодное. Связывающие Европу и Азию транспортные магистрали теперь проходят по воздуху (грузовые/пассажирские перевозки). Они являются сейчас важным условием развития экономики, обеспечения высокого торгового оборота в регионе.

 Доля воздушного транспорта в экономику в докризисные времена превышал 2.67 триллионов долларов. В гражданской авиации работало свыше 62,8 миллионов человек, если брать общемировые показатели. Сейчас на туризм и путешествия приходиться где-то 10,2% мирового ВВП. Спрос на пассажирские авиаперевозки растет за счет среднего класса, доля которого в последние годы активно увеличивается в странах, экономика которых бурно развивается. Отмена ограничений, связанных с пандемией коронавируса, а также упрощение визовых процедур и региональная диверсификация являются положительными факторами. Стимулируют рост пассажирского трафика такие действия авиаперевозчиков как обновление провозных мощностей, запуск новых дальнемагистральных авиарейсов, лояльная ценовая политика.

  Авиационный саммит партнерства. Присоединяйтесь!

М. А. Эбджим, бесспорно, обрисовал среднесрочные перспективы мирового рынка авиаперевозок стран азиатского региона, по мнению многих скептиков, в достаточно-таки «розовом свете». Многие аналитики уверены, что последствия коронавируса COVID-19 еще полностью не преодолены, рынок авиаперевозок полностью не восстановился. Китай до сих пор не отменил жесткие ограничения для желающих посетить эту колоритную страну. Правительства многих стран действуют не согласованно, что касается правил въезда, прохождения иностранными туристами карантина. Определенную тревогу внушают такие риски как мировая инфляция/рецессия, проблемы с логистикой, которые затронули системы поставок, в том числе и тех, которые осуществлялись по воздуху. Сюда же можно включить такие негативные явления как удорожание авиатоплива, необходимость операторам искать новые маршруты, нестабильная геополитическая ситуация в мире.

 На Кавказе/Средней Азии картина выглядит достаточно оптимистично для представленных в этом регионе авиакомпаний. По итогам августа этого года там было зафиксировано более 14,74 тысячи рейсов. За аналогичный период 2019-го года этот важный отраслевой показатель составил только 14,1 тысячи. В странах этого региона появляются новые операторы, а существующие расширяют/обновляют свои провозные емкости, чтобы иметь возможность удовлетворить растущий спрос на грузовые/пассажирские перевозки.

 Уместно будет, в качестве наглядного примера, упомянуть частную авиакомпанию из Казахстана SCAT, которая является экслуатантом самолетов узкофюзеляжного типа Boeing-737MAX. По словам Эбджима, машины B-737 8 200, пассажировместимость которых составляет 200 человек, чрезвычайно популярны среди бюджетных авиакомпаний. Сейчас, по его мнению, благоприятные времена для лоукостеров, причем вне зависимости от региона их базирования. Дальнемагистральные направления среднеазиатских авиакомпаний нередко обслуживают авиалайнеры широкофюзеляжного типа серии Boeing-787. Авиаперевозчика с их помощью довольно успешно развивают транзитные направления. В качестве примера хочется упомянуть недавно запущенные оператором Uzbekistan Airways беспосадочные авиарейсы из Ташкента в Нью-Йорк (США). Запуск этих популярных рейсов позволил увеличить трафик на данном маршруте на целых 45,1%.

  Казахская нефть и персональные самолеты

 Ведущий авиастроитель из США корпорация Boeing предлагает различные грузовые воздушные суда. Доля этого американского производитель на мировом рынке грузовой авиатехники превышает 89,8%. Аэропорт Баку – это важный грузовой хаб в вышеозначенном регионе. Азербайджанская грузовая авиакомпания Silk Way West в немалой степени способствовала его развитию. Между прочим, в распоряжении этого авиаперевозчика находятся проверенные временем машины В-747/F.

Представленные в этом регионе операторы у успехом используют для организации грузовых авиаперевозок пассажирские самолеты, конвертированные в грузовые. Спрос обусловлен открытием новых воздушных маршрутов, бурным развитием электронной коммерции в мире. Грузинский авиаоператор Georgian Airlines оформила заказ на 3 ВСВ-737 800 (Converted Freighters) в рамках шоу самых последних достижений гражданской авиации. Значимое в авиационной индустрии мероприятие проходило в британском городкеФарнборо.

 Многие воздушные гавани и зарегистрированные в странах Средней Азии авиаперевозчики обладают завидным потенциалом в плане дальнейшего развития, если будут и дальше развивать транзитные направления. Обеспечит высокий транзитный пассажирский поток, если брать местные авиакомпании, прежде всего, современный авиапарк. Участники этого бизнеса смогут получить серьезные преимущества, если будут поддерживать партнерские отношения с другими участниками рынка. Сотрудничество в таких вопросах как перераспределение пассажирских/грузовых потоков, как считают в Boeing, позволит последним укрепить своих позиции в Евразии, противостоять более крупным и сильным игрокам из других регионов.